Методы анализа и обобщения суждений и предположений с помощью экспертов называются экспертными или методами экспертных оценок.
Виды экспертных оценок: 1.индивидуальные,2. коллективные.
1.1.Метод составления сценариев - наиболее популярный за последние десятилетия метод экспертных оценок. Сценарий - это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Для прогноза ситуации, как правило, характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний - наиболее вероятный, ожидаемый.
1.2.Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды.
1.3.Метод аналитических докладных записок предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно.
2.1.Метод «комиссий» -означает организацию «круглого стола» и др. подобных мероприятий, в рамках которой происходит согласование мнений-экспертов.
2.2.Метод "мозговой атаки". Данный метод является наиболее известным и широко используемым методом коллективной генерации идей и творческого решения проблем. Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками.
2.3.Метод Дельфи –сочетание творческого подхода к решению проблемы и достаточной точности прогноза. Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью. Достоинства метода:1.Метод способствует выработке независимости мышления членов группы. 2. Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.
Недостатки метода:1.Чрезмерная субъективность оценок. 2.Требует достаточно много времени и организационных усилий.