Производ пр-ма- пр-я представляет собой развернутый или комплексный план пр-ва и продажи пр-и, хар-ющий годовой объем, номенклатуру, кач-во и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. Гл цель – удовл-ние потребностей покупателей и получении макс прибыли. Пр-я заключают с потреб-ми и пост-ками договоры на пр-во и продажу прод-и и услуг, приобретение и закупку необходимых ресурсов, в том числе и с гос и мун органами, службами и пр-ями. Год производ пр-ма сост-ся, как правило, на основе долгосроч или страт плана. Во взаимодействии год и долгосроч пл-я наиболее сложн плановыми проблемами считаются трудности прогн-я будущего состояния рынка и внутренней среды самого пр-я. Это объясняется тем, что долгосроч допущения о возможном росте потреб-ей покупателей и соответствующие планы развития производст потенциала пр-я часто оказываются недостаточно обоснованными на предстоящ период. В условиях рын неопред-ти могут применяться различные м-ды составления производст пр-мы: 1. Уровневое прогноз-е - процесс предвидения ожид V-ма продаж и прибыли по трем точкам: макс, вероятный, мин. Дост-ва: 1) помогает увеличить число план альтернатив и подготовиться к возможным отриц последствиям; 2) представляет плановикам-экономистам реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов; 3) спос-ет разработке системы раннего предупреждения или ситуационных планов, чтобы предотвратить снижение план и факт показателей д-ти пр-я. 2. Ситуац пл-е распространено на амер и япон фирмах. Процесс ситуац пл-я выполняется в таком порядке: 1) устан-ся ключевые факторы среды, влияющие на планир рез-ты д-ти пр-я. В качестве критериев для отбора показателей используются как масштабы возможного воздействия на пр-во, так и вер-ть возникновения самого процесса; 2) составляется норматив план, исходящий из наиб вероятного допущения комплексного воздействия системы производ ф-ров на планир результат; 3) отбирается для каждого продукта несколько опр-щих или основных допущений, отличных от наиболее вероятной ситуации, и составляется автономный план, который не входит в комплексный. Ситуац план не разраб-ся в деталях, он предписывает, что должен делать, каждый исполнитель к той или иной ситуации и каких последствий можно ожидать при их наступлении; 4) опр-ся ситуация перехода к данному плану в процессе текущей производ д-ти, уточняется точка или момент переключения с нормал плана действий на ситуац. Ситуац пл-е дает некоторые преимущества как в процессе разработки производ пр-мы пр-я, так и в особ-ти при ее осущ-нии в нестабильных рын условиях. Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных пр-й в три этапа: 1) сост-ние год производ плана для всего пр-я; 2) опр-ние или уточнение на основе производ пр-мы приор-ных целей на план период; 3) распределение год плана, пр-ва по отдельным структурным подразделениям пр-я или исполнителям. В зав от таких ф-ров, как форма соб-сти и уровень упр-ния, размеры и стр-ра пр-я, место возникновения и выполнения план стратегии и других, могут применяться три основные схемы пл-я производ пр-мы: «снизу вверх», или децентрализованно, «сверху вниз», или централизованно, и во взаимодействии, или интерактивно. Планирование снизу вверх означает, что производ план сост-ся на нижнем уровне упр-ния, в подразделениях и цехах пр-я. При пл-и сверху вниз планы разраб-ся на уровне корпорации в целом и служат для хоз подразделений основой оператив пл-я.