При составлении бизнес-плана рекомендуется выполнять следующие правила: 1 Предложения должны быть короткими, ясными, четкими, энергичными 2 Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. 3 Бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию. 4 Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. 5 Очень помогает уяснению положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. 6 Необходимо позаботиться о четкой структуре плана. 7 Нужно особо выделять основные предположения бизнес-плана, его главные выводы. 8 Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объемной информацией. 9 При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования.
Титульный лист и оглавление
Титульный лист имеет следующее содержание:
• заголовок плана; дата его подготовки; кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон; для кого подготовлен план; иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат
разглашению, - так фиксируется право предпринимателя на
свою идею.
Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы.
2.Резюме
Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.
Структура резюме должна состоять из трех частей:
• введение, включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;
• основное содержание, сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.;
• заключение, суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
Анализ положения дел в отрасли Текущая ситуация и тенденции ее развития. Потенциальные конкуренты Потенциальные потребители Экскурс в историю
Производственный план Планирование производственной (продуктовой) программы Планирование производственного процесса Планирование числа рабочих мест Планирование потребности в помещениях и инфраструктуре Планирование технологий, основного и вспомогательного оборудования и оснащения рабочих мест Планирование производственных ресурсов
Организационный план Юридическое обеспечение проекта. Организационная структура управления Планирование трудовых ресурсов Планирование фонда оплаты труда
План маркетинга Планирование продвижения товаров и услуг Планирование каналов сбыта Планирование цен на товары и услуги
Оценка рисков и страхование Оценка рисков Планирование минимизации и защиты от рисков
Финансовый план План доходов и расходов План денежных поступлений и выплат Балансовый план Точка самоокупаемости План по источникам и использованию средств