В финансовом отношении бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый на определенный период, содержащий ожидаемую величину дохода, которая должна быть достигнута, а также предполагаемый объем расходов, который должен быть потрачен в течение этого периода, и величину капитала, который необходимо привлечь для достижения заданной цели. Бюджетирование непосредственно связано с управлением производством, финансовой деятельностью и управленческим учетом. Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений с учетом текущих и стратегических целей их развития. Бюджетирование включает в себя на каждом предприятии две важные подсистемы составления бюджетов: 1 финансовое (бюджетное) планирование деятельности на уровне всех структурных подразделений; 2 сводное (комплексное) планирование деятельности на уровне всего предприятия.Система бюджетного планирования на любом уровне предусматривает взаимодействие различных видов или элементов бюджетной деятельности: 1 обоснование структуры бюджетов; 2 непосредственное формирование бюджетов; 3 установление ответственности за исполнение бюджетов; 4 механизм согласования и утверждения бюджетов; 5 контроль и корректировка бюджетов.Основными преимуществами бюджетного планирования в рыночных нестабильных условиях считаются: а) ежемесячное планирование бюджетов структурных подразделений, что дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем иные существующие системы бухгалтерского учета; 6) предоставление большей самостоятельности структурным подразделениям в расходовании своих средств в рамках, утвержденных месячных бюджетов, что повышает заинтересованность персонала в успешном выполнении установленных заданий; в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов, что позволяет сократить непроизводительные затраты рабочего времени и; расходы финансовых ресурсов; г) осуществление режима строгой экономии денежных средств предприятия. В процессе составления бюджетов на предприятии выделяются центры ответственности (центры принятия управленческих решений). 1 – центр по доходам (маркетинговые службы, комерч и др) 2 – центр по расходам (ремонт., проект., службы закупок) 3 – центры по прибыли ( финн, планово-эк отделы) 4 – центр по инвестициям (в осн средства, в чел капитал). При разработке сводного год бюджета в доходной части отражаются ден выручка, долгоср кредиты, др поступления, в расходной части – данные о постоян и перемен издержках, нал выплаты, погашение кредитов и т.д. при равенстве доходов и расходов бюджет считается оптимальным.Доходная часть бюджета составляется на основе разрабатываемых предприятием планов производства и реализации продукции, планов повышения прибыли и финансовых поступлений, а также других видов доходов На основе этих данных разрабатываются сводный бюджет финансовых поступлений на месяц, квартал, год. Он служит основой для формирования расходной части бюджета предприятия на соответствующий контрольный период. Расходная часть бюджета предприятия планируется на основании следующих данных: 1 плана-графика налоговых выплат; во ВБФ, погашение кредитов 2 бюджета фонда оплаты труда персонала; бюджета материальных затрат; бюджета электроэнергии; бюджета прочих расходов.